ОСОАВИАХИМ

АЭРОКОСМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

(ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)


Приоритетные задачи:

Формирование у обучающихся устойчивой мотивации к всестороннему изучению

дисциплин физико-математического цикла.

Создание условий для реализации индивидуальных способностей, возможностей,

интересов в области физико-математических наук.

Создание условий инновационного развития области «Математика», «Физика», «Информатика» в аспекте реализации ФГОС и подготовки к ЕГЭ.

Создание условий для развития умений и навыков в области авиационного

конструирования и пилотирования летательных аппаратов.

Воспитание чувства патриотизма, формирование уважительного отношения к исто-

рическим событиям в жизни родного города на примере становления авиационной отрасли.

Создание единого информационного пространства для всех обучающихся,

стремящихся реализовать свои потребности в области познания наук физико-

математического цикла.

Интеграция базового общеобразовательного цикла со специализированными

курсами Детско-юношеского клуба авиаторов, моряков и полярников ОСОАВИАХИМА


Содержание программы


На базе Детско-юношеского клуба авиаторов, моряков и полярников ОСОАВИАХИМА основными направления мира развития которой, являются:

развитие профориентационной деятельности на территории дом-музея «ЦДАиК» ДОСААФ РФ, проведение в нем занятий по истории авиации России и города Москва, проведение экскурсий в исторический музей города, музей ЦАГИ им. Профессора Жуковского (ул. Радио), развитие ознакомительных полетов на летательных аппаратах на аэродроме Малино (Ступинский р-он, Московской обл.);

развитие образовательных программ по специальным дисциплинам авиационного

Профиля (интеграция базового цикла со специлизированными курсами, разработка

учебно-методических материалов по спецкурсам);

научно-практическая работа с обучающимися (разработка и изготовление

авиамоделей, радиомоделирование, проведение аэродинамических исследований и

экспериментов);

развитие исследовательско - производственной базы (лаборатория-класс для

авиакосмического моделирования, радиомоделирования, аэродинамических

исследований, авиатренажеры, авиасимуляторы).

В рамках работы с АКШ «Высота» осуществляется совместный проект с Инновационным центром авиационного образования на базе МФТИ «ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРЕНАЖЁРНЫЙ КОМПЛЕКС г. Жуковский»

.

Проект нацелен на основе инновационного подхода на создание летно-технического комплекса, специализирующегося в области подготовки авиационных специалистов и организации авиационной деятельности.

В рамках проекта разработана и активно внедряется инновационная программа

дополнительного образования «Основы проектирования, конструирования и

пилотирования летательных аппаратов»

.

Программа курса включает:

авиамоделирование;

техническое творчество;

компьютерное пилотирование;

подготовку на пилотажном стенде;

подготовку на тренажере сверхлегкого летательного аппарата;

теоретическую подготовку по авиационным дисциплинам

Данная программа состоит из трех образовательных модулей (для обучающихся 1-4

классов, 5-8 классов, 9-11 классов).


Модуль No 1

«Основы проектирования, конструирования и изготовления летающих

моделей» (8-11 лет).

Ключевая цель:

овладение обучающимися теоретическими основами и практическими навыками конструирования и изготовления моделей летательных аппаратов, судов, гидропланов.


Модуль No 2

«Основы пилотирования летательных аппаратов» (12-15 лет).

Ключевая цель: получение обучающимися навыков пилотирования на авиационном

симуляторе, тренажере, наземная практика на учебном аэродроме и в акватории Москва-реке на учебном судне.


Модуль No 3

«Основы пилотирования летательных аппаратов» (с 16 лет).

Ключевая цель: теоретическая подготовка, тренажерная подготовка и практическое

обучение слушателей основам пилотирования на базе учебно-тренировочного планера, сверхлегкого самолета СЛА «Мотодельталёта» (самостоятельные полеты), самолета СП-30 и вертолёта Ми-2У (ознакомительные полеты). Тренировочные полёты с водной акватории.


Задачи программы

Модуль No 1:

-изучить основные правила проектирования моделей летательных аппаратов и их постройки;

-приобрести базовые теоретические знания в области аэродинамики, гидродинамики, устойчивости, управляемости и конструирования летательных аппаратов;

- развить у обучающихся моторные навыки в изготовлении моделей (авиамоторная

лаборатория) и сверхлегких летательных аппаратов (клуб технического творчества);

- приобрести навыки пилотирования сверхлегких летательных аппаратов на авиационном симуляторе и тренажере.


Модуль No 2:

- формировать представления о пилотировании летательных аппаратов;

- продвигать авиационную культуру в молодежной среде, пробуждать интерес к истории авиации, воспитывать патриотическое отношение к достижениям своей страны и народа в авиационной отрасли;

- получить теоретические знания в области аэродинамики, гидродинамики, устойчивости, управляемости, конструкции летательных аппаратов и техники их пилотирования.


Модуль No 3:

-освоить теоретические знания по основам пилотирования (лекции);

-пройти наземную подготовку (изучение конструкции л.а., тренажи) на летной базе;

-осуществить:

а) подготовку на авиасимуляторах и тренажерах

б) тренировочные прыжки с парашютом

в) летную подготовку: полеты на учебно-тренировочном планере и легкомоторном

самолете.

После освоения всех модулей программы обучающийся должен


Знать:

основы аэродинамики, самолетовождения, конструкции и техники пилотирования

ЛА, авиационной метеорологии, основные положения документов, регламентирующих

летную работу.


Уметь:

ориентироваться в воздушном пространстве, грамотно вести радиообмен, читать

показания бортовых приборов, при необходимости применять аварийно-спасательные средства, пилотировать планер и СЛА самостоятельно.


Ожидаемые результаты Программы

Программа позволит решить проблему кадрового дефицита авиационной отрасли за счет привлечения молодых специалистов с высоким профессиональным потенциалом,

позволит реализовать приоритетные задачи, которые определены в федеральной целевой программе до 2024 г. по:


-успешной социализации детей и молодежи

-патриотическому воспитанию молодежи

-поддержке одаренных детей и молодежи

-формированию здорового образа жизни

-профилактике асоциального поведения и экстремизма

-поддержке молодых семей

-по профориентации молодежи на авиационные специальности







КУРС НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

1Основы конструкции ЛА – 1 семестр (30-34ч). Дисциплина включает: 

       Классификация ЛА,

       Фюзеляж

       Крыло

       Оперение

       Система управления

       Взлетно-посадочные устройства конструкция и состав планера ЛА;

       Самолетные системы.

Экскурсия в Дом-Музей ЦДАиК ДОСААФ России – 4 часа.

1 История и тенденции развития авиационной техники – 1 семестр. Дисциплина включает:

       От идеи полета до первого самолета;

       Первые самолеты, первые летчики. Поиски схем самолетов;

       Тенденции развития авиационной техники в период 1918-1935 гг.;

       Скоростные монопланы (период 1935-1940 гг.);

       2-я мировая война (период 1939-1945 гг.);

       Необходимость и целесообразность перехода авиации на реактивную тягу (период 1945-1949 гг.);

       Революция в аэродинамике. История стреловидных крыльев и крыльев малого удлинения;

       Штурм «звукового барьера» ((период 1949-1960 гг.);

       Тяжелые боевые самолеты с газотурбинными двигателями (период 1947-1960 гг.);

       Пассажирские и транспортные самолеты с газотурбинными двигателями первого поколения (период 1947-1960 гг.);

       Пассажирские и транспортные самолеты с газотурбинными двигателями с 1960 г. и до наших дней;

       Развитие военной авиации в 60-х–начале 70-х годов;

       История развития гидросамолетов от их создания и до наших дней;

       История развития автожиров и вертолетов (1930- 2000 гг.);

       Последнее поколение боевых самолетов. Новые технические решения, роль науки.

       Воздушно-космические самолеты. От идеи до реализации «Спираль», «Шаттл», «Буран».

1Технические решения в авиационной технике – 1 семестр.  Дисциплина включает:

       Основные ЛТХ ЛА;

       Первые самолеты. Биплан, триплан, полиплан, монопланы. Цельнометаллические самолеты;

       Летающее крыло. Самолеты с крылом изменяемой площади. Составные самолёты;

       Реактивные самолеты. Стреловидное крыло;

       Поршневые двигатели. Турбореактивный двигатель. Самолеты с ракетными ускорителями;

       Военно-транспортные самолеты;

       Преодоление «звукового барьера». Развитие сверхзвуковых истребителей;

       Самолеты с крылом изменяемой стреловидности;

       Маневренные истребители 4 и 5 поколений. Самолеты «Невидимки»;

       Сверхзвуковые бомбардировщики. Сверхзвуковые пассажирские самолеты;

       Пассажирские реактивные самолеты. Широкофюзеляжные пассажирские самолеты;

       Самолеты вертикального взлета и посадки. Высотные самолеты;

       Самолеты сверхдальние. Дозаправка в воздухе;

       Корабельные самолеты;

       Гидросамолеты;

       Вертолеты, автожиры, конвертопланы;

       Экранопланы;

       Воздушно-космический самолет;

       БПЛА.



ПРОГРАММА КУРСА

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ТРЕНАЖЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ

Теоретическая подготовка включает в себя следующие дисциплины:


дисциплины

часы

практическая аэродинамика

28

конструкция самолета

18

конструкция двигателя

16

авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета

8

ИТОГО

70

ПРАКТИЧЕСКАЯ АЭРОДИНАМИКА

Методические указания

Изучение курса проводится в специально оборудованном классе с широким использованием моделей, макетов, слайдов, схем, и тренажной аппаратуры. При изучении тематики особое внимание уделяется раскрытию физической сущности явлений, происходящих при выполнении полета.


Содержание тем

Тема №1. Основные свойства воздуха

Атмосфера земли. Физические характеристики атмосферы и их влияние на полет. Температура воздуха. Атмосферное давление. Плотность воздуха. Международная стандартная атмосфера. Инертность, вязкость и сжимаемость воздуха. Скорость звука и скачки уплотнения.

Основные законы движения газов: закон неразрывности струи и уравнение постоянства расхода газа; закон Бернулли для струи несжимаемого газа. Аэродинамические трубы. Типы труб и принцип их работы.

Тема №2. Аэродинамические силы

Обтекание тел воздушным потоком. Основной закон сопротивления воздуха. Крыло и его назначение. Основные геометрические характеристики крыла: размах, хорда, площадь, форма в плане, удлинение, основные профили и толщина крыла.

Основные сведения об углах атаки и скольжения. Возникновение подъемной силы и лобового сопротивления крыла. Аэродинамическое качество крыла. Построение аэродинамических характеристик крыла и самолета: поляра самолета, качество по углу атаки; определение по этим графикам всех необходимых данных самолета.

Причины падения коэффициента подъемной силы на закритических углах атаки. Способы увеличения коэффициента подъемной силы и особенности аэродинамики механизированного крыла. Понятие о распределении давления по хорде и размаху крыла. Перемещение центра давления крыла и самолета.

Тема №3. Силовая установка самолета

Назначение и виды авиационных силовых установок. Классификация воздушных винтов. Геометрические характеристики винта: диаметр, форма лопасти, форма профиля, элемент лопасти, хорда сечения лопасти и угол наклона, геометрический шаг.

Скорость движения и угол атаки элемента лопасти винта. Аэродинамические силы винта, влияющие на величину силы тяги винта. График располагаемой тяги самолета в зависимости от скорости полета.

Мощность винта. Коэффициент полезного действия винта. График располагаемой мощности винта в зависимости от скорости полета. Понятие о влиянии высоты полета на располагаемую мощность. Особенности работы винта с изменяющимся шагом.

Тема №4. Горизонтальный полет самолета

Горизонтальный полет (определение). Схема и соотношение сил в установившемся горизонтальном полете. Скорость, потребная для горизонтального полета. Потребная тяга и мощность для горизонтального полета. Диапазон скоростей горизонтального полета. Первый и второй режимы горизонтального полета и их особенности. Эволютивная скорость горизонтального полета (определение). Запас скорости и его значение в летной работе.

Влияние высоты на потребные скорости горизонтального полета. Влияние массы самолета на потребные скорости. Техника выполнения прямолинейного полета; требования к нему. Влияние различных факторов на скороподъемность самолета.

Тема №5. Подъем самолета

Условия установившегося подъема самолета. Уравнение движения при подъеме. Связь между углами наклона траектории подъема, углом атаки и углом наклона продольной оси самолета.

Потребная скорость для подъема. Указатель траектории подъема самолета. Барограмма подъема. Теоретический, практический и динамический потолки самолета.

Тема №6. Планирование самолета

Силы, действующие на самолет при планировании. Уравнение движения. Потребная скорость планирования. Угол планирования. Вертикальная скорость планирования. Дальность планирования. Влияние различных факторов на дальность планирования. Понятие о скольжении. Влияние щитков на угол и дальность планирования.

Тема №7. Взлет самолета

Определение взлета. Профиль и элементы взлета. Силы, действующие на самолет при взлете. Скорость отрыва самолета от земли. Изменение сил, действующих на самолет в процессе разбега. Влияние основных факторов на длину разбега. Причины разворота самолета на разбеге: действие реакции винта, прецессионного момента, закрутки струи винтом. Влияние ветра на технику выполнения взлета. Этапы взлета. Взлетная дистанция. Техника выполнения взлета.

Тема №8. Посадка самолета

Элементы посадки. Силы, действующие на самолет на различных этапах посадки. Посадочная скорость и факторы, влияющие на эту скорость. Пробег самолета и факторы, влияющие на длину пробега. Посадочная дистанция. Факторы, влияющие на технику выполнения посадки: состояние посадочной полосы; режим работы двигателя; схема шасси; выпуск щитков; направление и скорость ветра. Техника выполнения посадки. Ошибки при выполнении посадки. Особенности техники выполнения вынужденной посадки.

Тема №9. Устойчивость и управляемость самолета

Равновесие сил и моментов. Оси вращения самолета. Виды равновесия. Центровка самолета. Виды центровки. Продольное равновесие самолета. Сущность продольной устойчивости самолета и условия ее обеспечения.

Основные факторы, влияющие на продольную устойчивость самолета: центровка, площадь стабилизатора, длина фюзеляжа, работа винта.

Продольная управляемость самолета (определение). Сущность продольной управляемости и основные факторы, влияющие на эту управляемость самолета. Работа руля высоты. Работа триммера.

Боковое равновесие самолета (определение). Условия бокового равновесия самолета. Факторы, влияющие на боковое равновесие самолета: косая обдувка самолета от винта, влияние отклонения элеронов и руля направления, прецессионное действие винта.

Боковая устойчивость самолета (определение). Факторы, обеспечивающие флюгерную и поперечную устойчивость. Проявление в полете боковой устойчивости самолета.

Понятие о путевой устойчивости самолета. Боковая управляемость самолета (определение).

Путевая управляемость самолета. Работа и назначение руля поворота. Поперечная управляемость самолета. Работа и назначение элеронов. Простые и дифференциальные элероны. Щелевые и элероны с аэродинамическим тормозом. Способы, облегчающие боковое управление самолетом. Вибрация самолета.

Тема №10. Штопор (прямой, обратный)

Определение, траектория движения самолета на штопоре и виды штопора.

Краткая история овладения штопором. Значение овладения штопором для техники пилотирования. Причины возникновения штопора. Основные признаки и характеристики крутого, плоского штопора. Признаки стремления самолета к переходу из крутого штопора в плоский.

Понятие о взаимодействии сил при штопоре. Влияние центровки, удельной нагрузки и разноса грузов на ввод в штопор, характер штопора и вывод из него. Центровка, при которой запрещается выполнение штопора.

Причины ослабления действия рулей на штопоре: затенение вертикального и горизонтального оперения. Особенности действий элеронов на штопоре. Влияние дачи газа на вывод самолета из штопора в зависимости от децентрации винта и направления вращения винта и самолета.

Потеря скорости и непроизвольный срыв самолета в штопор, скорость срыва.

Характеристика штопора самолета. Признаки перевернутого штопора и особенности вывода самолета из такого штопора.

Тема №11. Фигуры простого пилотажа

Назначение фигурного пилотажа. Понятие о перегрузках. Гироскопический момент и его проявление при выполнении пилотажа.

Вираж. П.Н. Нестеров - основоположник техники выполнения виражей. Схема сил и уравнение движения при выполнении правильного виража. Потребные скорость и мощность для выполнения виража. Перегрузка на вираже и влияние тренировки на сопротивляемость организма летчика действию перегрузок. Радиус и время виража. Предельные виражи. Влияние располагаемой мощности, полетной массы и высоты полета на характеристики виража. Возникновение скольжения на вираже. Ошибки на вираже и их устранение.

Спираль. Требования к выполнению спирали. Схема сил при спирали и их взаимодействие. Скорость на спирали. Шаг спирали, наивыгоднейшая спираль. Ошибки при выполнении спирали и методы их исправления.

Пикирование и горки с углами до 45°. Способы ввода и вывода самолета из фигуры. Скорость на выводе из пикирования.

Тема №12. Фигуры сложного пилотажа

Боевой разворот (определение). Требования к выполнению боевого разворота. Влияние величины угла крена и начальной скорости на время выполнения и величину набора высоты при боевом развороте. Ошибки при выполнении боевого разворота и методы их исправления.

Бочка (определение). Управляемые и штопорные бочки. Начальная скорость, перегрузка, углы атаки при выполнении управляемых и штопорных бочек, время выполнения. Полубочка (определение). Ошибки при выполнении бочек и пол>'бочек и методы их устранения.

Переворот, переворот на горке (определение). Управляемые и штопорные перевороты. Скорость ввода и вывода, потеря высоты. Требования к выполнению. Ошибки и методы их устранения. Петля Нестерова (определение). Схема и взаимодействие сил в различных точках петли, начальная скорость, необходимая для выполнения петли. Перегрузки. Ошибки при выполнении петли и методы их устранения. Петля в наклонной плоскости.

Полупетля (определение). Начальная скорость, перегрузка. Требования к выполнению.

Пикирование и горки с углами более 45°. Поворот на горке (определение). Способы выполнения в зависимости от угла горки.

Тема №13. Фигуры высшего пилотажа

Перевернутый полет. Отличие перевернутого полета от нормального полета. Особенности перевернутого полета. Аэродинамические характеристики крыла в перевернутом полете. Устойчивость и управляемость самолета в перевернутом полете. Схема сил в горизонтальном перевернутом полете. Схема сил при подъеме в перевернутом полете. Схема сил при планировании в перевернутом полете.

Обратный пилотаж (определение). Схема сил на правильном обратном вираже. Сравнение параметров обратного виража с параметрами прямого виража. Техника выполнения обратного виража на самолете.

Схема сил на обратной петле. Расчет радиуса петли, скорости полета по траектории на петле, изменения перегрузки. Расчет начальной скорости ввода в петлю. Техника выполнения обратной петли.

Управляемые и штопорные бочки и полубочки в вертикальной плоскости и техника их выполнения. Меры безопасности при выполнении нисходящих, восходящих бочек и штопорной бочки на нисходящей вертикали. Характерные отклонения и ошибки.

Колокол с прямого и обратного полета. Схема и взаимодействие сил в различных точках колокола. Начальная скорость, необходимая для выполнения колокола. Техника выполнения колокола.

Поворот на вертикали. Схема сил на вводе в вертикаль и на повороте (в различных точках). Начальная скорость поворота на вертикали. Техника выполнения поворота на вертикали.

Тема №14. Дальность и продолжительность полета

Основные понятия и определения: дальность и продолжительность полета самолета, техническая дальность полета, практическая дальность полета, часовой расход топлива, километровый расход топлива.

Влияние на дальность и продолжительность полета скорости полета и аэродинамики самолета, удельного расхода топлива и коэффициента полезного действия винта, высоты полета, полетной массы, температуры наружного воздуха, выполнения полета строем, ветра. Практическое выполнение расчета дальности и продолжительности полета самолета для выполнения перелета и маршрутного полета.


КОНСТРУКЦИЯ САМОЛЕТА

Методические указания

Изучение конструкции самолета проводится в учебном классе конструкции самолета с использованием учебного самолета, монтажных и принципиальных схем, действующих макетов, моделей и других наглядных пособий.

При изучении конструкции отдельных узлов, агрегатов и систем необходимо уяснить назначение, основные данные, устройство, принцип работы, размещение на самолете, особенности эксплуатации, характерные неисправности и методы их устранения. На практических занятиях закреплять знания, полученные на теоретических занятиях. Содержание тем

Тема №1. Основные данные самолета

Характеристика конструкции самолета. Основные летные данные: максимальная скорость горизонтального полета у земли и по высотам, скороподъемность, практический потолок, посадочная скорость.

Тема №2. Конструкция планера

Фюзеляж. Тип, назначение и основные части. Конструкция и материал силового каркаса и стыковых узлов. Устройство опалубки. Обшивка и смотровые люки. Конструкция фонаря.

Крыло. Назначение, тип и основные части. Конструкция и материал силового каркаса и стыковых узлов.

Конструкция и крепление элеронов и посадочных щитков. Обшивка крыла и смотровые люки.

Хвостовое оперение. Назначение, тип и основные части: стабилизатор, киль, рули поворота и высоты, триммер. Конструкция, материал и крепление.

Тема №3. Управление самолета

Общая характеристика органов управления рулями высоты и поворота, элеронами и триммером. Агрегаты управления, их конструкция, материал и размещение.

Тема №4. Взлетно-посадочные устройства

Общая характеристика, назначение и тип шасси. Основные детали шасси. Кинематика стоек шасси при уборке и выпуске. Конструкция и материал стоек шасси. Назначение, устройство и работа амортизационных стоек, подъемников и замков шасси, конструкция колес. Применяемая амортизационная жидкость и давление воздуха в амортизационных стойках и пневматиках колес. Возможные дефекты, способы их обнаружения и устранения. Световая и механическая сигнализация шасси. Посадочные щитки: назначение, тип, устройство, управление щитками.

Тема №5. Воздушная система

Назначение и общая характеристика воздушной системы. Агрегаты, входящие в основную и аварийную системы.

Питающая магистраль. Схема, ее основные детали, их назначение и места расположения на самолете.

Тормозная система. Схема, назначение, устройство, работа и места расположения основных деталей. Путь воздуха при торможении от основной и аварийной систем.

Система уборки и выпуска шасси. Схема, назначение, устройство, работа и места расположения основных деталей. Путь воздуха в системе при уборке и выпуске шасси основным способом. Путь воздуха в системе при аварийном выпуске шасси. Порядок уборки шасси в полете. Порядок выпуска шасси в полете основным и аварийным способами.

Система уборки и выпуска щитков. Схема, назначение, устройство, работа и места расположения основных деталей. Путь воздуха в системе при уборке и выпуске щитков. Сигнализация положения Щитков.

Система запуска. Схема, основные детали, их назначение и места расположения. Путь воздуха в системе при запуске двигателя.

Тема №6. Топливная система

Принципиальная схема питания двигателя топливом. Детали и агрегаты системы, их назначение, характеристика и размещение. Путь топлива в системе. Емкость баков, применяемый сорт топлива. Нормы заправки и расхода топлива. Точки слива. Контроль за расходом топлива. Характерные неисправности.

Тема №7. Масляная система

Принципиальная схема масляной системы и циркуляции масла. Детали и агрегаты системы, их назначение и размещение. Емкость маслобака, максимальное количество заправляемого в бак масла. Минимальная заправка. Применяемый сорт масла. Контроль за давлением и температурой входящего в двигатель масла.

Тема №8. Элементы силовой установки самолета

Общая характеристика и назначение силовой установки. Конструкция, материал и работа рамы двигателя. Крепление двигателя к раме. Капоты двигателя. Конструкция воздухоприемника карбюратора и выхлопных патрубков.

Тема №9. Воздушный винт

Общая характеристика и основные технические данные винта. Основные детали винта, их конструкция, работа и назначение. Принципиальная схема работы винта. Характерные неисправности винта и методы их устранения.


КОНСТРУКЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Методические указания

Изучение конструкции и эксплуатации двигателя проводится с использованием разрезанных и разобранных двигателей, агрегатов, схем, макетов и тренажерной аппаратуры, сопровождая показом действий летчика в особых случаях в полете.

Практические занятия проводить на стоянке самолетов под руководством техника бригадира.

Содержание тем

Тема №1. Основные теории поршневых двигателей

Принцип и схема работы четырехтактного двигателя. Основные части четырехтактного двигателя и их назначение. Назначение кривошипно-шатунного механизма. Понятие о мертвых точках. Камера сжатия, рабочий и полный объем цилиндра.

Назначение и осуществление процесса впуска. Весовой заряд цилиндра и факторы, влияющие на его величину.

Назначение и осуществление процесса сжатия. Степень сжатия и ее численная величина для двигателя.

Процесс сгорания и его назначение. Скорость сгорания топливно-воздушной смеси. Коэффициент избытка воздуха и его влияние на скорость сгорания топливно-воздушной смеси. Назначение опережения зажигания. Понятие о детонации, факторы, влияющие на нее, внешние признаки и последствии Октановое число топлива и способы его увеличения. Назначение и осуществление процесса расширения. Догорание смеси, причины и последствия.

Назначение и осуществление процесса выпуска. Понятие о диаграмме газораспределения. Фазы газораспределения и перекрытие клапанов.

Тема №2. Основные данные эксплуатируемого двигателя

Характеристика конструкции двигателя. Основные данные двигателя: нумерация цилиндров и порядок их работы, ход поршня, диаметр цилиндра, степень сжатия, рабочий объем всех цилиндров, режимы работы двигателя, минимальные и максимально допустимые обороты, температура головок цилиндров и масла, давление топлива и масла, масса и ресурс двигателя.

Тема №3. Картер, коленчатый вал, шатуны, поршни и цилиндры

Картер. Назначение и конструкция, Силы, действующие на картер. Соединение частей картера и уплотнение в местах сочленения. Назначение и осуществление суфлирования. Крепление картера к раме двигателя. Масляная магистраль. Маслоотстойник.

Коленчатый вал. Назначение, конструкция и применяемый материал. Силы, действующие на коленчатый вал. Назначение и конструкция противовесов. Опоры коленчатого вала и его фиксация в продольном отношении. Масляные каналы.

Шатуны. Назначение, комплект и расположение. Конструкция, материал изготовления и сочленение. Смазка.

Поршни. Назначение, условия работы и силы, действующие на поршень. Конструкция и материал поршня, поршневого пальца и поршневых колец. Смазка поршня. Зазор колец и их назначение.

Цилиндры. Назначение, конструкция и материал. Условия работы и силы, действующие на цилиндр. Смазка, охлаждение и крепление цилиндра.

Тема№4. Механизм газораспределения

Назначение и схема механизма газораспределения. Детали механизма, их назначение и взаимодействие. Конструкция деталей и материал их изготовления. Смазка деталей механизма газораспределения.

Тема №5. Система передач к агрегатам

Кинематическая схема двигателя. Материал, конструкция, уплотнения и смазка приводов магнето, генератора, топливного и масляного насосов, тахометра и компрессора.

Тема №6. Система смазки двигателя

Назначение и тип смазки. Схема смазки двигателя. Детали, смазываемые под давлением и разбрызгиванием. Назначение и расположение фильтров. Назначение, тип и принцип работы масляного насоса. Конструкция насоса и регулирование давления масла. Приборы контроля работы системы смазки.

Тема №7. Топливная система двигателя

Топливный насос. Назначение, тип и расположение насоса на двигателе. Принцип работы насоса, назначение, устройство и работа качающего и редукционного узлов насоса. Регулирование давления топлива.

Карбюратор. Назначение, тип, основные узлы и расположение карбюратора на двигателе. Назначение и конструкция корпуса. Назначение, конструкция и работа рычажно-кулисного механизма, мембранного регулятора, системы малого газа, главной дозирующей системы, насоса приемистости и высотного корректора. Характерные неисправности и признаки их обнаружения.

Тема № 8. Система зажигания

Схема зажигания. Агрегаты системы зажигания и их расположение.

Магнето. Назначение, конструкция, работа магнето и автомата опережения зажигания. Регулировка зазоров прерывателя. Конструкция эластичной (регулировочной) муфты сцепления.

Пусковая катушка. Назначение и принцип действия. Соединение катушки с источником питания и магнето. Работа токовой катушки.

Свечи. Назначение, расположение и марки применяемых свечей. Материал, конструкция, уплотнение и работа свечи.

Электропроводка и экранировка. Назначение, конструкция и работа.

Переключатель. Назначение, конструкция и работа.


АВИАЦИОННОЕ И РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ САМОЛЕТА

Методические указания

Занятия по авиационному' и радиоэлектронному оборудованию самолета проводятся в учебных классах, оборудованных монтажными и принципиальными схемами, действующими макетами и аппаратурой, разрезанными приборами и другими наглядными пособиями.

Практические занятия разрешается проводить в кабинах самолета с включением приборов и радиоаппаратуры, создавая условия, приближенные к действительному полету.

Содержание тем

Тема №1. Электрооборудование самолета

Назначение и общая характеристика электрооборудования. Источники электроэнергии на самолете. Технические данные, конструкция и принцип действия генератора и преобразователя.

Аккумулятор, его технические данные, конструкция, принцип действия, правила зарядки и проверки. Регулирующие устройства, их назначение и принцип действия.

Потребители электроэнергии на самолете и их характеристика. Правила проверки источников электроэнергии перед полетом.

Тема №2. Приборы контроля за работой двигателя, отдельных систем и агрегатов

Назначение, комплект, принцип действия и работа электрического трехстрелочного индикатора, тахометра, термоэлектрического термометра цилиндров, мановакуумметра, термометра, измеряющего температуру воздуха, поступающего в карбюратор. Манометр сжатого воздуха.

Тема №3. Пилотажно-навигационное оборудование самолета

Общая характеристика пилотажно-навигационного оборудования самолета.

Указатель скорости, принцип его действия, устройство и погрешности. Высотомер, принцип его действия, устройство и погрешности.

Комбинированный прибор ДА-30, принцип его действия, устройство и работа.

Авиагоризонт, принцип его действия, устройство и работа. Правила пользования авиагоризонтом. Акселерометр АМ-9С, самописец скорости и высоты К2-715, назначение, устройство и работа.

Магнитный компас КИ-13. Устройство и правила его использования. Погрешности. Устранение и списание девиации. Курсовая система (гиромагнитный компас), принцип работы и правила пользования в полете.

Тема №4. Радиосвязное и радионавигационное оборудование самолета

Тактико-технические данные радиостанции. Назначение, технические данные радиостанции. Назначение блоков станции и размещение на самолете. Назначение пульта дистанционного управления. Назначение органов управления. Порядок включения и настройки радиостанции.

Самолетное переговорное устройство. Назначение, технические данные и устройство. Назначение абонентского аппарата.

Автоматический радиокомпас. Назначение, принцип действия и основные данные. Назначение основных блоков радиокомпаса.

Размещение органов управления на лицевой панели пульта управления. Порядок включения, настройка и проверка радиокомпаса


ТРЕНАЖЕРНАЯ ПОДГОТОВКА

НА УЧЕБНОМ ПИЛОТАЖНОМ САМОЛЕТЕ Л-29 «ДЕЛЬФИН»


Методические указания

Тренировка на тренажерах летчика проводится под руководством инструктора в соответствии с утвержденным планом.

В процессе тренажа отрабатываются:

порядок подготовки кабины к полету;

порядок и последовательность выполнения элементов полета, правила эксплуатации авиационной техники,

действия в особых случаях в полете, связанные с возможными отказами авиационной техники;

порядок распределения и переключения внимания на приборы и внекабинное пространство при выполнении полета;

умение определять отказ пилотажно-навигационных приборов, агрегатов и систем самолета, действия при этом;

ведение радиообмена, использование средств связи и РТО полетов при полетах на своем и запасном аэродромах;

Во время тренировок инструктор контролирует правильность действий обучаемого, выявляет допускаемые им ошибки, при необходимости показывает действия по их исправлению.

Расчет часов по темам

дисциплины

часы

Руководство по летной эксплуатации.

4

Тренировка в выполнении полетов по кругу.

14

Полеты в зону на простой пилотаж.

14

Полеты в зону на сложный пилотаж.

14

Полеты по маршруту.

12

Полеты по приборам под шторкой.

12

ИТОГО

70

Содержание тем


Тема № 1. Руководство по летной эксплуатации.

Изучение разделов РЛЭ:

1. Общие сведения о самолете

2. Общие эксплуатационные ограничения

3. Подготовка к полету

4. Выполнение полета

5. Действив в сложных ситуоциях

6. Действия в аварийных ситуациях

7. Летные характеристики

8. Эксплуатация систем и оборудования

Тема № 2. Тренировка в выполнении полетов по кругу.

Полеты по кругу.

Контрольные полеты по кругу для проверки навыков обучаемого в исправлении отклонений в расчете на посадку и на посадке.

Контрольные полеты по кругу для проверки навыков выполнения посадки при отказе приборов, без механизации. Проверка умения действовать при имитации отказа двигателя.

Контрольные полеты для проверки навыков в выполнении взлета и посадки с боковым ветром.

Тема № 3. Полеты в зону на простой пилотаж.

Тренировочные полеты в зону для отработки фигур простого пилотажа: виражей, змеек с креном 30°, горки с углом 30°, пикирования с углом 30°, спирали с креном 30°, скольжения, набора высоты и снижения на минимально допустимой скорости и действий при имитации отказа двигателя.

Тема № 4. Полеты в зону на сложный пилотаж.

Полеты в зону для отработки виражей и горизонтальных восьмерок с креном 45 и 60°, боевых разворотов и пикирования с углом 30°.

Полеты в зону для отработки петли Нестерова, переворотов, штопоров (два витка), пикирования и горки с углом 45°.

Полеты в зону для отработки горизонтальных управляемых бочек, переворотов на горке с углом 45°, полупетель.

Тема № 5. Полеты по маршруту.

Полеты по маршруту для обучения визуальной ориентировке и подбору курса следования по створу ориентиров.

Полет по маршруту на исправление курса следования по боковому уклонению у контрольного ориентира.

Полеты по маршруту по компасу с курсами, рассчитанными на земле по известному ветру, с выходом на приводную радиостанцию (ПРС).

Тема № 6. Полеты по приборам под шторкой.

Обучение технике пилотирования по приборам под шторкой при наборе высоты, горизонтальном полете и снижении.

Полеты по приборам под шторкой для отработки разворотов и виражей с креном 15 - 30° и вывода самолета на заданный курс.

Полеты по приборам под шторкой для отработки разворотов, виражей с креном 30°, разворотов в наборе высоты и на снижении с заданной вертикальной скоростью с креном 15 - 30°, вывода самолета из сложного положения.

Приложение.

Нормативы оценок по технике пилотирования.